Новое о мастурбации
Статья представляет собой расширенный и дополненный вариант доклада на Международном конгрессе по медицине мужского здоровья // Европейское общество по сексуальной медицине. Профессиональная ассоциация андрологов России. Москва, 25-26 мая 2005 г
В последнее время в мировой науке резко усилился интерес к мастурбации. Помимо множества эмпирических исследований, ей посвящено несколько больших книг и сборников статей [1, 2, 3]. Стали писать о ней и отечественные медицинские сексологи [4, 5, 6] . В данной статье я хочу обобщить важнейшие результаты этих исследований.
Табу и запреты
Поскольку мастурбация (самоудовлетворение, рукоблудие) не ведет к продолжению рода, отношение к ней в истории культуры (как правило, речь шла о мужчинах) большей частью было отрицательным.
Первобытное сознание отождествляло семя не только с «жизненной силой», но и с индивидуальностью, полагая, что в нем содержится «весь человек». Мастурбация считалась в лучшем случае пустой растратой драгоценного семени, истощающей жизненные силы мужчины. Кроме того, неаккуратное обращение со спермой, излияние ее в «неподобающее» место могло отдать твое семя в чужие руки, позволить врагу заколдовать тебя и т.п. Правда, древнегреческий философ-киник Диоген, занимаясь рукоблудием на виду у всех, говаривал: «Вот кабы и голод можно было унять, потирая живот!» [7]. Но так думали очень немногие.
Многие религии, включая христианство, прямо осуждают мастурбацию. В Древней Руси ее называли греческим словом «малакия» или славянским «рукоблудие», приравнивая подобные действия к вызыванию Дьявола. Церковный текст Х1У в. гласит: «Малакию деющий и тем блудящий да приимет запрещение на 3 года по 24 поклона. Малакия же два различия имеет: одни это делают руками, другие же бедрами своими. И злее малакия руками, а не бедрами, но и обои они злы и лукавы. Есть же и женская малакия, когда жены деют друг другу. О том же добро есть отцу духовному это искоренять и дать им запрещение на лето едино»». [8, с.26]
В требниках Х1У-ХУ1 вв. часто повторяются вопросы: «Если в свою руку блудил или в чужую?», «Или ручной блуд сотворил?», «Или сам своею рукою блудил?», «Или вдевала ли перст в свое естество?», «Или сама себе своею рукою блуд во свое лоно творила?», «Или свой проход рукою щупал, или у парубков?» «Или ниц лежа, а мысля блуд?» , « Или колотил удом своим до истечения?» «Или уд свой сдвигал рукою на блуд?» [8, с. 31 - 87]. В одной легенде XVII века, у юноши, который регулярно занимался рукоблудием, «уд» вытянулся и превратился в змею. Но поскольку этот порок был очень распространен, его наказывали сравнительно мягко.
Помимо религиозных предписаний, осуждению мастурбации способствует широко распространенное, едва ли не всеобщее, мнение, что «настоящий мужчина» не нуждается в самоудовлетворении. Онанист – «слабак», неспособный завоевать женщину. Признаться в этом мужчине стыдно. Кроме того, мастурбацию нередко сближали с гомосексуальностью, подчеркивая, что они одинаково бесплодны и связаны с влечением к смерти. Во многих языках самоубийство и мастурбация описываются одним и тем же эвфемизмом - "наложить на себя руки".
Мастурбация и аутоэротизм
Строго говоря, отождествление аутоэротизма, гомоэротизма и мастурбации сексологически некорректно. «Аутоэротизм – сексуально-эротическая активность, направленная на себя и осуществляемая без участия партнера. Самая распространенная форма аутоэротической активности - мастурбация, которая может включать стимулирование собственных гениталий, выпячивание таза, поглаживание яичек, сосков, грудей и других эрогенных зон тела. Второе значение термина встречается в психоаналитической теории, где оно подразумевает раннюю фазу психосексуального развития, имеюшую место на оральной и анальной стадиях» [9, p.49]
Разграничение аутоэротизма и мастурбации не всегда проводится последовательно. Фрейд часто употреблял эти слова как синонимы. Неодинаковы и принципы их разграничения. Если эротизм - явление по преимуществу психическое, относящееся к сфере воображения, то мастурбация подразумевает прежде всего сексуальные действия, физическое стимулирование гениталий ради получения сексуального удовольствия. Осуществлять эти действия может как сам субъект (один из синонимов мастурбации - ипсация, от латинского ipse – сам), так и кто-то другой . Во втором случае мастурбация уже не является «одиноким сексом», как ее часто называют.
Хотя аутоэротические действия могут быть индивидуальными, сопутствующие им мастурбационные фантазии большей частью (особенно у мужчин) включают образ воображаемого Другого. Какого именно? При аутоэротизме объектом сексуального желания субъекта является его собственное тело. Классический пример – легендарный древнегреческий юноша Нарцисс (или Наркисс), который был настолько влюблен в свою красоту, что не мог оторвать взгляда от собственного отражения в воде (отсюда - понятия нарциссизм и наркотики). Образ Нарцисса широко представлен в мировой литературе и изобразительном искусстве. Иногда нарциссизм связывают с мастурбацией. Например, современный венесуэльский скульптор Августин Карденас изобразил Нарцисса сидящим с расставленными ногами и созерцающим свои гениталии; поскольку взгляд юноши намертво соединяет его лицо с пенисом, получается, что он влюблен не столько в собственное тело, сколько в свой пенис, и мастурбирует его взглядом.
В отличие от аутоэротизма, сексуальным объектом гомоэротизма является другой человек того же пола. У гетеросексуальных людей мастурбационные фантазии, бывают, как правило, гетеросексуальными. Содержание мастурбационных фантазий – один из важнейших субъективных критериев, позволяющих определить сексуальную ориентацию личности.
От «детского порока» к мастурбационной инквизиции
Несмотря на преимущественно отрицательное отношение к мастурбации, древние культуры не принимали ее всерьез, считая неустранимым возрастным феноменом, побочным продуктом полового созревания. Детскую мастурбацию наказывали значительно мягче, чем взрослую, а некоторые культуры вообще не придавали ей значения. Итальянский анатом ХУ1 в. Габриэле Фаллопио, по имени которого названы фаллопиевы трубы, даже рекомендовал мастурбацию как средство удлинения полового члена (увы, не помогает, - растягивается только крайняя плоть).
Большинство мальчиков начинают мастурбировать в период полового созревания, открывая эту возможность самостоятельно или с помощью старших ребят. Однако некоторые дети делают это значительно раньше. Французский мемуарист первой половины ХУП в. Жан-Жак Бушар рассказывает в своей «Исповеди» (в третьем лице), как он в 11 лет открыл мастурбацию:
«… Как-то после ужина, обосновавшись в маленькой классной комнате на камне под столом, рассматривая и ощупывая свой член, он ощутил очень необычный зуд, который в следующий раз заставил его возобновить занятия с большим вниманием. И, обнаружив тут несравненный вкус, он начал, помимо этого, совершенствовать это искусство, открывателем которого считал себя, обучая ему своих маленьких лакеев и некоторых соседских мальчишек….» В свободные дни Бушар «отправлялся попрактиковаться с кем-нибудь из своих товарищей на виноградник Шартре к находившемуся там гроту и там, в высокой траве, сняв штаны, вместе пробовали тысячу прекрасных поз…» Иногда они занимались совместным и взаимным онанизмом даже в церкви [10, с. 56-57].
Взрослые признаваться в этом стеснялись. На рубеже XX в., корреспондент Этнографического бюро князя В.Н. Тенишева (Тенишевский архив — один из важнейших источников по истории русского крестьянства), описывая быт и нравы крестьян Владимирской губернии, писал, что «противоестественные шалости встречаются среди детей, среди взрослых таких случаев нет». Однако в другом отчете описывается довольно экзотический случай онанирования при помощи … колесной гайки от тарантаса [11, c.276]. Среди мальчиков-подростков онанизм был частым, народная культура относилась к этому спокойно. Вот как описывает это современный российский этнограф :
«Мужской онанизм в русских говорах Карелии обозначают словом «суходрочка». Занятие им в детской и подростковой среде — самое заурядное явление. Автора в малолетстве, лет 10 — 11 от роду, неоднократно пытались привлечь к этому делу двое старших товарищей. Они забирались в укромное место и онанировали (по-местному «дрочили»). Свое занятие они объясняли тем, что, после того как брызнет семя (по-местному - «малафья»), «станет очень-очень приятно» … Некоторые из моих друзей детства признавались, что занимались этим еще в детском садике и что-то при этом даже испытывали. Автору в экспедициях неодно- кратно доводилось встречать карапузов лет пяти-шести, буквально не вынимающих ручонок из трусов и продолжавших творить «детский грех», несмотря на замечания взрослых…. Впрочем, встречал я во время экспедиций в Карелии и девочек лет пяти-шести, беспрестанно тискающих себе промежность…» [12, с.180]
Сравнительно терпимое отношение к мастурбации, господствовавшее в народной культуре Средних веков, резко изменилось в начале Нового времени, когда в Западное Европе началась форменная “война против онанизма”. Известный американский историк, профессор Калифорнийского университета в Беркли Томас Лакер, автор фундаментального исследования «Одинокий секс: культурная история мастурбации» [3] датирует это изменение взглядов 1712 годом, когда в Англии был опубликован анонимный трактат «Онанизм, или рассмотрение Отвратительного Греха Самоосквернения и всех его Ужасных Последствий для обоих ПОЛОВ, с Духовными и Физическими наставлениями тем, кто уже повредил себе этой ужасной практикой. И своевременное Увещевание Юности нации Обоих ПОЛОВ». Автором этого трактата, по мнению Лакера, был некий Джон Мартен, который ранее опубликовал популярную книжку о венерических заболеваниях и в 1708 г. был закован в кандалы за «непристойность». В новой книге он именует себя хирургом и подробно описывает детали и страшные последствия массового порока. Выдержавшая 17 изданий книга стала чрезвычайно популярной и нашла много подражателей. Еще больший успех имела книга известного французского врача Самюеля Огюста Давида Тиссо «Онанизм» (1759), переведенная на все европейские языки, включая русский.
По своему жанру, книги о мастурбации были примером мягкого медицинского порно, где подробные описания того, «как я этому научился», нейтрализовались рассуждениями типа «это действительно плохо», предоставляя читателю возможность выбора. Однако их успех объясняется не только этим. В Средние века «одинокий секс» был всего лишь «детским» или «монашеским» грехом. В эпоху Просвещения выяснилось, что он является массовым и не поддается социальному контролю. Одним из следствий индивидуализации образа жизни в Новое время стала возможность уединения, обособления от ближних. Но тут же выяснилось, что, как пишет Лакер, индивид может «выбрать неправильный вид уединения, неправильный вид удовольствия, неправильный вид воображения, неправильный способ формирования своего внутреннего Я. Ложный шаг приводил не столько к греху, сколько к болезни и вырождению, это была светская ересь». Тем более опасная, что она затрагивала детей.
Медицина и педагогика Х1Х в. объявили мастурбацию страшной болезнью, приводящей к ослаблению памяти и умственных способностей, безумию, импотенции и даже самоубийству. Никаких научных данных за этим не стояло.
Мнение, что мастурбация порождает безумие, родилось из наблюдений в психиатрических больницах, обитатели которых действительно подолгу мастурбируют на глазах у персонала. Но у душевнобольных отсутствуют моральные запреты и правила приличия. Кроме того, у них нет других способов сексуального удовлетворения. Навязчивая мастурбация не причина, а следствие их состояния. В конце ХУШ и Х1Х вв. «злостным онанистам» приписывались всевозможные пороки и болезни. В середине Х1Х в. в США были изобретены специальные «пояса добродетели», которые не позволяли мальчику добраться до своих гениталий или делали его эрекцию болезненной. Менее энергично, но столь же жестоко боролись и с женской мастурбацией. Клитероэктомию, которую еще в античности применяли для наказания женщин, в Х1Х в. использовали в качестве средства лечения и предотвращения онанизма. Этот метод рекомендовали некоторые медицинские журналы, описаны и реальные случаи такого рода [13].